Витамин А: полезные свойства, механизм действия и влияние на организм человека
Витамин А - микроэлемент, который играет важную роль в широком спектре физиологических процессов, включая зрение, иммунный ответ, дифференциацию и пролиферацию клеток, межклеточную коммуникацию и репродукцию. По определению, нутриент относится к жирорастворимому соединению Ретинолу.
Ретиноевая кислота регулирует транскрипцию >500 генов, участвующих в росте и дифференциации клеток, выступая в качестве естественного лиганда для α, β и γ рецепторов ретиноевой кислоты и ретиноида X. Альдегидное производное VA, 11-цис-ретиналь, служит хромофором в фоторецепторных клетках сетчатки.
Одним из клинических проявлений дефицита витамина А у людей является тяжелая ночная слепота или ксерофтальмия. Ретиниловые эфиры, такие как ретинил пальмитат, не имеют документально подтвержденной биологической функции, но служат в качестве форм хранения витамина А и субстрата для образования активных метаболитов витамина А.
В чём польза приёма витамина А
Люди должны получать нутриент из рациона или из дополнительных источников. Эти источники в основном получают из продуктов животного происхождения, которые обеспечивают преформированный ретинол или ретиниловые эфиры или из фруктов и овощей как источников каротиноидов. Популярностью пользуются биологически активные добавки с высоким содержанием витамина А.
Каротиноиды, класс липофильных углеводородов, являются вторичными растительными метаболитами, ответственными за красный, желтый и оранжевый пигменты у растений и некоторых микроорганизмов. Хотя в природе существует >600 каротиноидов, активность ограничена теми, которые имеют ≥1 β-иононовое кольцо вместе с полиеновой цепью, включая β-каротин, α-каротин и β-криптоксантин. Теоретически, при метаболизме β-каротина образуется 2 молекулы ретинола, поскольку β-каротин имеет 2 β-иононовых кольца, тогда как α-каротин и β-криптоксантин обладают вдвое меньшей про-VA активностью, чем β-каротин, поскольку их структура содержит только одно β-иононовое кольцо.
Чем опасен дефицит витамина А
Дефицит возникает в основном из-за недостаточного потребления нутриента. Недостаток является одной из наиболее распространенных проблем со здоровьем, связанных с питанием: 190 миллионов детей дошкольного возраста, характеризуются биохимическим дефицитом витамина А (определяется как низкая концентрация ретинола в сыворотке крови) и 5 миллионов детей дошкольного возраста страдают от ночной слепоты во всем мире . Классическим проявлением дефицита является ксерофтальмия - расстройство, связанное с сухостью глаз. Ксерофтальмия приводит к целому ряду глазных проявлений, от ночной слепоты, ксероза конъюнктивы и роговицы до изъязвления роговицы и кератомаляции, которые в конечном итоге приводят к слепоте, если их не лечить. К другим основным последствиям для здоровья относится резкое снижение иммунитета, что приводит к повышенной восприимчивости к инфекционным заболеваниям и повышенному риску смертности, особенно у детей и кормящих женщин. Сывороточный ретинол, сывороточный ретинол-связывающий белок и ретинол грудного молока использовались для выявления групп населения, подверженных риску развития дефицита нутриента. Однако существуют ограничения в использовании этих биомаркеров для определения статуса у отдельных людей. В частности, концентрация ретинола в сыворотке крови гомеостатически регулируется и остается постоянной в широком диапазоне потребления ВА или запасов в печени. Таким образом, существенное снижение концентрации ретинола в сыворотке может быть неочевидным, если только запасы витамина А в печени не находятся на опасно низком уровне. Кроме того, такие факторы, как острофазовый ответ на инфекцию и воспаление, беременность и дефицит других микроэлементов, влияют на концентрацию ретинола в циркулирующей крови.
Нормы приёма витамина А
Оценочная средняя потребность в витамине, установленная Институтом медицины (IOM), рассчитывается на основе количества нутриента в рационе, необходимого для поддержания адекватных запасов в печени на уровне 0,07 мкмоль/г. Нормы употребления витамина составляют 300 мкг РАЕ/день для детей в возрасте 1-3 лет, 750 мкг РАЕ/день для взрослых женщин и 900 мкг РАЕ/день для взрослых мужчин. Аналогичным образом, руководства ВОЗ рекомендуют ежедневное потребление витамина в размере 400 мкг REs для детей в возрасте 1-3 лет, 500 мкг REs для взрослых женщин и 600 мкг REs для взрослых мужчин.
Источники содержания витамина А
Наиболее богатыми источниками в рационе питания являются печень, яйца и обогащенные молочные и зерновые продукты (∼50-3300 мкг РАЕс/100 г). Высокие концентрации каротиноидов про-VA содержатся в желтых и оранжевых овощах (например, морковь, сладкий картофель и тыква), желтых и оранжевых нецитрусовых фруктах (например, манго, абрикосы и папайя) и темно-зеленых листовых овощах (например, капуста, шпинат и колларды) (∼20-900 мкг RAEs/100 г) .
Польза употребления витамина А
Профилактический прием добавок, содержащих нутриент, широко используется в популяциях с дефицитом, и в настоящее время руководство ВОЗ рекомендует профилактический пероральный прием добавок, содержащих ВА, детям в возрасте 6-59 месяцев в регионах, где дефицит признан проблемой общественного здравоохранения. Предлагаемая доза составляет 100 000 МЕ (30 мг РАЕС) VA для младенцев в возрасте 6-11 месяцев и 200 000 МЕ (60 мг РАЕС) VA для детей в возрасте 12-59 месяцев каждые 4-6 месяцев, поскольку VA может накапливаться в печени и мобилизоваться по мере необходимости. VA в виде ол-транс-ретиноевой кислоты используется для лечения острого промиелоцитарного лейкоза; доза составляет 45 мг - м-2 - д-1 перорально в сочетании с химиотерапией на основе антрациклинов и считается стандартом лечения этого типа рака (6). VA как ретинил пальмитат в дозах 5000 мкг RAEs/d использовался для замедления прогрессирования пигментного ретинита, генетического заболевания, характеризующегося разрушением сетчатки, хотя его эффективность в замедлении развития заболевания не является общепризнанной.
Вывод
Несмотря на признание распространенности дефицита витамина А в течение десятилетий, наиболее эффективные подходы к решению этой проблемы все еще находятся в стадии изучения. Последние исследования включают изучение методов биофортификации основных продуктов питания для создания устойчивых стратегий для групп населения, подверженных риску, а также изучение влияния этих биофортифицированных культур, таких как маниока и кукуруза, на витаминный статус детей в различных группах населения. Также растет понимание того, что уязвимые группы населения могут получать несколько форм добавок, что потенциально может привести к гипервитаминозу А, и в настоящее время проводятся исследования по улучшению биомаркеров для выявления этого состояния. Кроме того, растет международное сотрудничество по решению проблемы дефицита витамина путем разработки новых методов обработки пищевых продуктов для повышения биодоступности про-VA каротиноидов из растительных источников. Текущие исследования также изучают методологии для установления соответствующих коэффициентов пересчета для оценки содержания биодоступного VA в растительных продуктах.
Источники:
WHO. Vitamin and mineral requirements in human nutrition. 2nd ed. Geneva (Switzerland): WHO; 2004.
WHO. Guideline: vitamin A supplementation in infants and children 6–59 months of age. Geneva (Switzerland): WHO; 2011.
Lo-Coco F, Cicconi L, Breccia M. Current standard treatment of adult acute promyelocytic leukaemia. Br J Haematol 2016;172:841–54.
Sacchetti M., Mantelli F, Merlo D, Lambiase A.. Systematic review of randomized clinical trials on safety and efficacy of pharmacological and nonpharmacological treatments for retinitis pigmentosa. J Ophthalmol 2015;2015:737053.
Allen LH, Haskell M. Estimating the potential for vitamin A toxicity in women and young children. J Nutr 2002;132:2907S–19S.
Ford JL, Green JB, Green MH. Should we restrict vitamin A intake, a minor contributor to plasma retinol turnover, when using retinol isotope dilution equations to estimate an individual’s vitamin A status, or should vitamin A balance be maintained? J Nutr 2017;147:1483–6.